Решаем вместе
Недовольны работой больницы?

Страховые представители – трехуровневая защита пациента

Что такое диспансерное наблюдение

Диспансерное наблюдение — это периодическое обследование состояния здоровья пациентов, которые имеют тяжелые хронические заболевания, функциональные расстройства или восстанавливаются после серьезных травм, операций или заболеваний.

Пациенты, которые стоят на диспансерном учете, регулярно посещают лечащего врача, сдают анализы, проходят необходимые обследования и, если надо, получают бесплатные лекарства. Это помогает вовремя скорректировать показатели здоровья, предотвратить осложнения и развитие патологии. Периодическое диспансерное наблюдение позволяет повысить качество жизни пациентов и увеличить продолжительность жизни. Если здоровье пациента восстанавливается после тяжелой болезни и риска для жизни или развития осложнений нет, его могут снять с диспансерного учета.

Чем диспансерное наблюдение отличается от диспансеризации

«Диспансерное наблюдение» часто путают с «диспансеризацией», но это разные понятия:

Диспансеризация — это профилактический осмотр, который проводится один раз в 3 года или ежегодно (в зависимости от возраста) всем людям, начиная с 18 лет. По результатам диспансеризации врач может заподозрить или выявить хроническое заболевание. Для уточнения диагноза он отправит на дообследование. И если диагноз подтвердится, то поставит на диспансерный учет.

Диспансерное наблюдение — это регулярные приемы у лечащего врача для контроля состояния при хроническом заболевании. В этом случае задача врача — не просто выявить, а наблюдать за состоянием пациента и регулировать показатели. Врач направит на необходимые исследования, выпишет рецепты на бесплатные лекарства и, если необходимо, выдаст направление на госпитализацию, исходя из состояния больного.

При каких заболеваниях положено диспансерное наблюдение

На диспансерный учет ставят пациентов:

  • с серьезными хроническими заболеваниями;
  • с высоким риском развития заболеваний, которые могут привести к инвалидности или смерти;
  • перенесших тяжелые болезни и нуждающихся в реабилитации;
  • имеющих функциональные расстройства.

Диспансерное наблюдение хронических заболеваний

На диспансерный учет ставят пациентов с повышенным артериальным давлением, с атеросклерозом, ишемической болезнью сердца, сосудистыми нарушениями мозгового кровообращения, хроническими болезнями легких, язвой желудка или двенадцатиперстной кишки, хроническим панкреатитом, хроническим атрофическим гастритом, бронхиальной астмой, сахарным диабетом и преддиабетом, полипами желудка и прямой кишки, с различными предраковыми заболеваниями. Также под пристальным вниманием врачей должны находиться пациенты, которые перенесли операции на сердце и сосудах, инфаркт, инсульт, острую почечную недостаточность или тяжелую форму пневмонии.

Врач, который контролирует состояние пациента, должен назначить график приема, если нужно — позвонить и напомнить о необходимости прийти на прием. Периодичность приемов зависит от заболевания — в большинстве случаев посещать врача нужно раз в полгода и наблюдаться пожизненно.

Диспансерное наблюдение онкологических заболеваний

Диспансерное наблюдение за пациентом с онкологическим заболеванием устанавливают в течение трех дней после постановки диагноза. При этом пациент должен подписать добровольное согласие на медицинское вмешательство.

Наблюдение ведет врач-онколог — он устанавливает пациенту индивидуальный план наблюдения, организует обследование и лечение. Если обнаружит, что лечение не помогает и заболевание прогрессирует, направит пациента на консультацию к другим специалистам или в другой специализированный медицинский центр для обследования и корректировки лечения. Если пациент не может по состоянию здоровья посещать медицинское учреждение, врач может провести прием на дому или использовать телемедицинские технологии. Если пациент переезжает, врач подготавливает выписку и все необходимые документы, чтобы пациент мог передать их новому врачу в другом городе.

Периодичность посещения врача
Первый год после постановки диагноза Обследование раз в три месяца
Второй год после постановки диагноза Обследование раз в полгода
Третий и последующие годы Обследование один раз в год

Пациенты, которые перенесли онкологию, должны наблюдаться у врача всю жизнь. Исключение: при диагнозе «базально-клеточный рак» пациента наблюдают в течение пяти лет, затем снимают с учета. В остальных случаях наблюдение прекращают, если пациент написал письменный отказ от диспансерного наблюдения.

По вопросам прохождения диспансеризации, диспансерного наблюдения, записи к врачу всегда можно обратиться в страховую медицинскую организацию, выдавшую полис ОМС, или позвонить на телефон доверия «Право на здоровье» 8-800-700-00-03 (круглосуточно, бесплатно).

Будьте здоровы, берегите себя!

Одним из основных принципов охраны здоровья в Российской Федерации является соблюдение прав граждан и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий на получение доступной и качественной медицинской помощи в медицинских учреждениях. На стражу соблюдения интересов пациента призваны страховые представители.

Что это за люди и чем они занимаются?

Страховые представители – сотрудники страховых медицинских организаций, которые общаются с застрахованными лицами, консультируют их по вопросам обязательного медицинского страхования, в том числе по вопросам получения медицинской помощи по полису ОМС, участвуют в урегулировании спорных ситуаций, возникающих медицинской организации.

Деятельность страховых представителей предусматривает сопровождение пациентов на всех этапах оказания медицинской помощи.

Служба страховых представителей состоит из трех уровней:

1 уровень – это оператор телефонной «горячей линии» (ее номер вы можете найти на медицинском полисе и на официальном сайте страховой компании). Этот специалист дает справочную информацию, приглашает пройти диспансеризацию или профилактический медицинский осмотр, проводит опрос о причинах неявки на профилактические мероприятия. В случае если вопрос пациента не входит в его компетенцию, то он направляется страховому представителю 2 уровня.

2 уровень. Страховые представители этого уровня консультируют граждан по вопросам оказания медицинской помощи, занимаются защитой прав, в том числе рассмотрением обращений. Во-вторых, индивидуально информируют о необходимости прохождения профилактических мероприятий, ведут учет не прошедших или отказавшихся от диспансеризации, индивидуально сопровождают пациентов, находящихся на диспансерном наблюдении. В обязанности этого специалиста так же входит контроль плановых госпитализаций.

Служба страховых представителей 2 уровня мобильна. Основную деятельность специалист осуществляет в офисе страховой медицинской организации. Дополнительно работа организована в медицинских учреждениях по определенному графику (график работы страховых представителей размещен на сайте территориального фонда обязательного медицинского страхования Красноярского края по адресу krasmed.ru в разделе «Защита прав застрахованных», а так же указывается в графике приема граждан, который размещается у регистратуры или на рабочем месте страхового представителя в поликлинике). Сразу уточним, что страховой представитель, работающий в поликлинике или стационаре, – это не специалист по выдаче медицинских полисов, а защитник пациента непосредственно в медицинской организации по принципу «здесь и сейчас». Такой специалист консультирует и информирует всех обратившихся к нему пациентов, оперативно решает на месте правовые вопросы получения медицинской помощи, а также изучает удовлетворенность застрахованных лиц организацией, условиями, доступностью и качеством предоставляемой по ОМС медицинской помощи через социологические опросы (анкетирование).

Вы можете обратиться к страховому представителю 2 уровня, (лично в часы работы или через оператора «горячей линии») если вам:

  • отказано в предоставлении медицинской помощи,
  • предложено оплатить предоставление медицинской помощи (приобрести полис ДМС, заключить договор на предоставление платной медицинской помощи, оплатить в кассу без заключения договора и т.д.),
  • предложено приобрести в период стационарного лечения лекарственные средства, расходные материалы, изделия медицинского назначения,
  • выдано направление для проведения диагностического исследования, и (или) консультации врача специалиста на платной основе,

а так же:

  • нарушаются сроки госпитализации,
  • нарушаются сроки предоставления диагностических исследований и (или) консультаций узких специалистов,
  • в иных ситуациях, требующих безотлагательного восстановления нарушенных прав граждан на получение бесплатной и доступной медицинской помощи надлежащего объема и качества.

3 уровень – это специалисты-эксперты. Именно этот сотрудник помогает пациенту в решении сложных ситуаций с врачами и медицинскими учреждениями, проводит экспертизу качества оказанной медицинской помощи по письменным обращениям, ведет индивидуальное сопровождение пациентов с хроническими, с онкологическими заболеваниями, ведет информационную работу о необходимости своевременного обращения к врачу для предотвращения ухудшения состояния здоровья. Эксперт – это тот специалист, которому перенаправляется вопрос пациента от страхового представителя 2 уровня в сложных ситуациях.

В настоящее время на территории Красноярского края действуют три страховые медицинские организации. Подробную информацию о них можно найти на сайте Территориального фонда обязательного медицинского страхования krasmed.ru в разделе «Гражданам – Список страховых медицинских организаций». Если информации на сайте недостаточно, можно обратиться к специалистам фонда по телефону (391) 256-69-01.